Кто-то в преддверии, а кто-то уже и в экзаменационном процессе. В общем, тема, думаю, более чем актуальная.

Психологический настрой и стабильность исполнения — две темы связанные, как две нити в одном клубке. По этим темам написана не одна диссертация, но если в рамках форума, то…
Я бы разделил психологическую подготовку на 2 составляющие:
Подготовку к выступлению в ближайшее время ( допустим сегодня ) и подготовку базовую, фундаментальную, которая происходит на протяжении долгого времени.
А). Начну со второго.
Для того что бы стать врачом, нужно пройти путь в 6-7 лет.
Для того что бы стать скрипачом симфонического оркестра, нужно 17 лет.
Посчитаем.
Муз.школа – 7 лет.
Муз.училище – 4 года.
Консерватория – 5 лет.
НЕ СХОДИТСЯ ?!? Конечно.
Один или Два года юный скрипач провёл в подготовительной группе. Вот так.
Поэтому, если Вам (ученику) или Вашим родителям школа предлагает повторно остаться во 2–ом классе, то соглашайтесь – это на благо. Гитаристы идут по пятилетнему циклу обучения, а каждый лишний год, он не лишний. Он – дополнительный “ НАЛЁТ ЧАСОВ”.
Чем больше НАЛЁТ ЧАСОВ, тем проще выходить на сцену.
# * # * # * #
Опытные педагоги стараются не давать своим ученикам произведений, к которым они ещё не готовы. Тогда ученик не испытывает лишних стрессовых нагрузок, справляется с волнением и чувствует себя ” в своей тарелке “.
Например. Вы уже играете романс Гомеса. Но эта одна из последних вещей Вашего репертуара.Есть сложность в исполнении баррэ, сложности с переходами и растяжками.
Тогда, в сравнении с ней, исполнить романс Бартоли удастся выразительно, артистично и с лёгкостью, что сразу же оценит слушатель.
# * # * # * #
Гитаристы часто начинают заниматься, будучи достаточно взрослыми. Вот здесь и дисбаланс:
стажа работы на инструменте нет, а играть хочется сложное, красивое и большое.
# * # * # * #
Огромное значение имеет МОТИВАЦИЯ. Это то, к чему и зачем мы движемся.
Ставя перед собой цель, успешно выступить на концерте, на экзамене или на конкурсе, используются различные «средства трудолюбия».
Одна моя коллега, готовясь к конкурсу, ставила часы в углу клавиатуры рояля и занималась по 8-9 часов в день, позволяя себе отвлечься на чашку чая и яблоко.
Известный минский гитарист 1 год занимался с магнитофоном (так называемый съём и минусовки) по 10 часов в день, чтобы работать в составе ресторанного ансамбля.
# * # * # * #
Пять раз исполнить для чашки чая, а потом для стакана кефира это правильно, но…
Эта система работает для окончательного выучивания пьес и занесения их в мышечную память.
Она не гарантирует стабильности исполнения. После нужно обкататься перед друзьями, родственниками, и далее в пустом зале.
Акустика в квартире — одна. Она камерная, домашняя.
Акустика в зале – другая. Она просто совершенно другая и её надо услышать и не испугаться этой перемены в звучании.
Выступление на публике будет третьим, заключительным этапом подготовки. Акустика зала, заполненного публикой, будет тоже другая.
Здесь учимся не рефлексировать на кашель и падание номерков в зале, на шевеление артистов в кулисах и на всё остальное, что не относится к Вашей музыке и чего не было и дома, и в пустом зале. Учимся сосредотачивать внимание только на музыке. Слушаем, Слушаем и Слушаем, что выходит из-под пальцев.
Хорошо, если программа выучена не на прошлой неделе, а за несколько месяцев до этого.
Идеальный вариант: выучить, обкатать и оставить на некоторое время в покое эти произведения, почти забыть о них. Вернуться к работе над программой через полгода, год.
Музыка будет восприниматься исполнителем не так, как ранее – изнутри, а отчасти, как слушателем, — снаружи, со стороны.
Это совсем другое прочтение.
Например, прочесть Ф.М. Достоевского в рамках школьной каждодневной текучки и прочесть тоже, но спустя 10-15 лет.
Б). Теперь о подготовке к конкретному выступлению.
Многие домашние, у кого родственники музыканты или актёры, знают: в день концерта оставь исполнителя в покое, не докучай вопросами, даже и не думай сегодня решить какой-то серьёзный бытовой вопрос.
Нельзя допустить вывести исполнителя из равновесия, ведь он с утра готовится к выходу на сцену, иногда незаметно, внутренне скрытно, но готовится.
Подготовка самого исполнителя должна проходить по-разному, исходя из психотипа человека.
Флегматику не навредит долгое разыгрывание перед концертом, а холерику будет лучше “разбить” весь день на несколько сеансов разыгрывания. Попасть в золотую середину – не переиграть, но разыграться – очень сложно. Её искать нужно творчески. Для каждого — индивидуально, как почерк, как дактилоскопия.
Для себя я нашёл: чем больше разыгрываешься, тем лучше. Не дай себе слабины !!!
А переиграть не позволяет ритм современной жизни.

и ещё…

Для полноты хочу добавить, что за день до выступления и непосредственно перед ним не стОит играть произведения концертно. Надо накопить психологическую энергию и желание выступить, чтобы на сцене выступление получилось ярким, эмоциональным и радостным. Поэтому лучше разыгрываться на инструктивном материале, повторить отдельно сложные места произведений. Если требуется повторить большУю часть пьесы, то лучше сделать это в медленном темпе.

Лично я люблю если есть такая возможность — за день до концерта сыграть «концертно», в зале всю программу целиком, а потом все оставшееся время посвятить работе над тем, что не понравилось. В день концерта — если играть, то все медленно, можно под метроном. Чтобы «эмоции не расплескивать».

о стабильности и Бахе…

Попробуйте учить нотами. Баха пропевать по голосам с названием нот без инструмента, а также петь один голос и играть остальные на инструменте (это поначалу жутко сложно, но очень полезно). Баха обязательно нужно прорабатывать таким образом, в пальцах он очень плохо держится
В первой части Собора я думаю будет достаточно петь мелодию с названием нот
Также обязательно проигрывать целиком и по частям под мелкий метроном. Скажем Аллеманду я бы играл в темпе 40 по одному удару на шестнадцатую. Можно еще медленнее.
Также последний год … я занимаюсь по таймеру. Т.е. разбиваю на фрагменты и занимаюсь каждым одинаковое количество времени.
В общем-то это касается всех произведений. Успехов!

Найдено на просторах интернетовских форумов.

Оставьте комментарий

ГИТАРИСТ.by